Центр реабилитации детей с аутизмом А. П. Ефимова рассматривает расстройства аутического спектра по различным когнитивным признакам: самоконтроль, память, внимание, мышление, интеллект, речь, восприятие, действия, гнозис и праксис. Это важно, поскольку при аутизме нарушения выявляются во всех этих направлениях, однако выражение их индивидуально.
К сожалению, ранняя диагностика аутизма у детей затруднена, и в России имеется небольшое количество специалистов, способных поставить верный диагноз. И еще меньше специалистов, способных оказать помощь в лечении. Одним из таких врачей-реабилитологов является А.П.Ефимов, специализация которого — лечение травматолого-ортопедических и неврологических больных инвалидов различной возрастной категории.
Лечению поддаются все 7 видов аутизма, в том числе генетический, врожденный и приобретенный. Но следует понимать, что 80-90% работы приходится на домашний уход, поэтому требуется огромная мотивация и четкое соблюдение назначений и рекомендаций врача.
Микромоторный метод валиден, надежен и информативен на 95-98%
Лечение
Принятие мер для устранения и уменьшения причин развития аутизма
Поэтапность
Назначаем амбулаторно-семейные этапы длительностью по 3-4 месяца
Обучение
Обучаем родителей процедурам по уходу за ребенком дома
Средства
Индивидуально подбираем ортопедические средства реабилитации
Мероприятия
Индивидуальный комплекс реабилитационных мероприятий на дому
Терапия
Медикаментозная терапия и нутрицевтики в индивидуальном сочетании
Отмена
Постепенно отменяем вредоносные препараты, используемые вами ранее
Оценка
Оцениваем эффективность этапных результатов
Реабилитация до конечного положительного результата
Вылечить аутизм за 1-2 месяца невозможно ни за какие деньги ни в одном учреждении мира. Реабилитация — длительная, при необходимости может потребоваться консультация с другими специалистами. Однако, несмотря на сложность, эффективность от лечения есть, о чем свидетельствуют сотни случаев с успешным излечением детей и взрослых от аутизма. Но и после хорошего реабилитационного эффекта рекомендуется приходить на осмотры каждые 0,5-1 год.
обучаем врачей, психологов, педагогов, социальных работников, методистов, медсестер и родителей методам реабилитации аутизма и микромоторной диагностике;
обучение проводим в виде курсов и циклов через кафедру медицинской биомеханики и семейной реабилитации РАМСР - Российской академии медико-социальной реабилитации (Москва).
Заведует кафедрой невролог-травматолог-ортопед-реабилитолог, д.м.н., профессор, академик РАЕН А. П. Ефимов.
Аутизм (autos – греческое «сам») - состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.
Проблема аутизма занимает умы не только врачей и психологов, но и всей прогрессивной общественности мира.
Специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН установлен Всемирный день распространения информации по проблеме аутизма - 2 апреля.
Введение
Развитие проблемы аутизма и его разнообразие привели специалистов к формулированию понятия «расстройства аутического спектра» (РАС). Такая динамика понятия не упростила, а осложнила работу всех лиц, имеющих отношение к проблеме аутизма.
Приемлемая медицинская и клинико-психологическая классификация расстройств аутического спектра у детей еще не создана. Необходимое участие педагогов и психологов в этой проблеме уводит на вторичные и третичные симптомы аутизма, что затрудняет основательно остановиться на фундаментальных явлениях, служащих этиологии, патогенезу и принципам лечения аутизма.
Отсутствие единого понимания причин основных форм аутизма не позволяет разрабатывать эффективные программы его лечения и реабилитации. В целом расстройства аутического спектра можно рассматривать по всем когнитивным признакам: самоконтроль, внимание, память, мышление, интеллект, речь, восприятия, действия, гнозис и праксис.
При аутизме нарушения у детей наблюдаются во всех этих направлениях в индиивидуальном выражении. Но медицинская концепция развития аутизма является самой главной и перспективной научной основой борьбы с этим заболеванием. Успехи лечения аутизма в западном мире больше связаны медицинскими технологиями.
Нужно подчеркнуть, что в зарубежной литературе по аутизму известность получил врач Тинус Смитс, прославившийся изобретением метода лечения аутизма введением нозодов – ничтожных доз токсина Метод этот оказался наиболее эффективным при токсических формах аутизма, весьма распространенной на западе.
Материалы и методы
За 40 лет практической работы врачом-реабилитологом по лечению травматолого-ортопедических и неврологических больных и инвалидов мною пролечено более 56 тысяч детей и более 27 тысяч взрослых.
Среди этого огромного контингента больных и инвалидов детей с аутизмом составило более 1500 тысяч человек. Сначала я их лечил как особых детей с посттравматическими синдромами, но вскоре понял, что им нужно уделять отдельное внимание, потому что причин аутизма множество, механизмы развития аутизма разные, и лечение в каждом отдельном случае требует тщательного изучения анамнеза и клинического состояния, с привлечением современных методов доказательной медицины.
Материалом для этой работы послужили 573 детей с расстройствами аутического спектра, которые прошли амбулаторную семейно-домашнюю ре/абилитацию за последние десять лет.
Для диагностики состояния детей применялись современные методы доказательной медицины: МРТ, ЭЭГ, УзДГ, рентгено-диагностика и микромоторная диагностика. Так назван метод автора, основанный на регистрации микродвижений (тремора) и микропульсаций головы сейсмо-датчиком, установленным в центре лба, амплитудно-частотном Берг-Фурье анализе полученного сигнала, определении активности различных частот ритмической активности головного мозга, и определении степени их отклонения от нормы в процентах.
Метод этот дополняет МРТ и превосходит ее своей информативностью, регистрируя клеточный и субклеточный уровни функциональных нарушений головного мозга, позволяет дифференцировать синаптические и несинаптические нарушения при развитии различной патологии головного мозга. Среди анализируемого контингента мальчиков больше девочек почти в два раза. Максимально за помощью в центр обращались с детьми 6 - 8 лет, что связано с возрастанием проблемы у семей перед поступлением детей в школу и в начале обучения в школе.
Получение результата
Клинический анализ накопленного опыта показал, что причины аутизма следующие: генетическая (до 5 %), врожденная (до 15 %) и приобретенная (до 80 %).
Приобретенных форм аутизма в России больше всего. Их я часто называю «синдромом аутизма» для открытия родителям хороших перспектив лечения ребенка, для оптимизма в прогнозе и повышения мотивации родителей в лечении аутизма их ребенка, у которого перспективная форма аутизма, поддающаяся полному излечению.
Среди приобретенных форм аутизма наиболее ярко и стремительно развивается аутизм ИНФЕКЦИОННЫЙ. При этом и родители, и врачи отмечают острое начало заболевания на фоне вполне нормального психофизического состояния ребенка. Появляется высокая температура, недомогание, слабость, нарушение поведения, расстройство сна, снижение аппетита у ребенка.
Обращение в медучреждение приводит к тому, что врачи ставят диагноз арахноидита, арахно-менингита, менингита, менингоэнцефалита и т. п. Ребенок часто лечится в стационаре с применением сильнодействующих антибиотиков.
Но постстационарная реабилитация часто отсутствует из-за заметного прогресса в физическом состоянии ребенка. Обращения к психологам и педагогам не практикуется. Но со временем – спустя месяцы и годы - у таких детей появляются признаки аутизма - уход в себя, в свои внутренние интересы, умственная и эмоциональная отчужденность от внешнего мира, трудности в поведении и негативизм к воспитанию, избегание родителей и сверстников, замкнутость, задержки умственного, речевого и эмоционального развития.
Со всеми этими проблемами родители начинают обращаться к разным специалистам, но безутешно. Диагноз аутизм ставится врачами неохотно, ибо эффективных отработанных технологий по диагностике и лечению аутизма в России нет.
Весьма часто встречается аутизм ПРИВИВОЧНЫЙ, развившийся после общепринятых в России прививок: АКДС- анти-коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакцинации, вакцинации от кори, паротита, коклюша, туберкулеза, дифтерии и других общепринятых прививок.
Часто подобное осложнение возникает после прививок заведомо ослабленному ребенку в стадии реконвалесценции, иммунологически слабым детям, детям с повышенной реактивностью и с аллергически настроенным организмом к некоторым видам сывороток.
Осложнение в виде появления признаков аутизма после прививок родители также четко замечают, эту причину аутизма весьма четко помнят и рассказывают врачам и педагогам. Аутизм этого вида вызывают обкалывания церебролизином, препаратами пчеловодства и другими средствами, проникающими в кровь минуя печень. Очень частой в моей практике травматолога - невролога – причиной развития аутизма являлась перенесенная ребенком травма – ТРАВМАТИЧЕСКИЙ аутизм. Это последствия родовых травм головы, шеи, позвоночника, деформации головы, ранний краниостеноз, микрокрания, гематомы на голове, травматические сосудистые пятна на затылке и на лбу, на висках и на лице и т. п.
Такие травмы всегда приводят к нарушению притока и оттока крови к головному мозгу, к застойным явлениям в ликворных протоках, развитию внутренней и наружной гидроцефалии, которая оказывает сдавливающее влияние на головной мозг и его кровеносные сосуды, лишает мозг полноценного питания и обеспечения кислородом.
Возникающая длительная ишемия психомоторных, корковых, лимбических и базальных центров мозга вызывают самые различные комплексы нарушений у детей, кроме признаков аутизма. Если в формировании аутизма всегда участвует страдание психомоторного центра, находящегося на передних полюсах лобной доли (область третьего глаза), то страдание участков коры лобных и теменных долей ведет к умственно-речевой отсталости.
Посттравматический аутизм часто вызывается манульной терапией и методом Войта, применяемые на детях, больше всего на шейном отделе позвоночника и голове. Специалисты эти берутся за таких детей, не сделав им рентгенологическое или томографическое обследование. «Я пальцами вижу все!» заявляют наиболее невежественные из них.
Превалирующее страдание лимбических центров – самых нежных центров головного мозга - формирует эмоциональную агрессию, гиперактивное поведение, синдром дефицита внимания, головные боли, агрессии, членовредительство, неуправляемость, трудности воспитания и обучения и другие нарушения, связанные с функцией лимбических центров.
Выраженная гипертензия и вызванная этим нейроишемия базальных ядер головного мозга (самых плотных и устойчивых к влиянию внутричерепного давления центров головного мозга), после долгого сопротивлению к формирующейся гипертензии приводит к постепенному снижению энергетики и активности мозга, слабости и вялости ребенка, отсутствию устойчивости желаний, быстрому утомлению, отвлекаемости, низкой выносливости, плохому сну, пассивности в жизни, подобию лени. Эти нарушения усугубляют симптомы аутизма, лишая родителей оптимизма и настойчивости в лечении подобных больных детей.
Нередко встречается аутизм ЭЛЕКТРОПРОЦЕДУРНЫЙ от вредоносного действия электрических методов на детский организм. Действие электропроцедур на детей всегда имеет губительные последствия. Поэтому в медицине СССР электропроцедуры были запрещены детям до 12 лет, а в США до сих пор ограничены детям до 18 лет.
В России со времен перестройки наблюдается анархия в электролечении детей. Электропроцедуры назначаются детям с первого года жизни и происходит массовый вред мозгу растущего организма. Врачи, назначаюшие электропроцедуры на конкретные области тела, преследуют определенные цели стимулирующего воздействия на конкретные суставы, мышцы, внутренние органы и т. д.
Но они совершенно не учитывают или не понимают, что за время процедуры через участок тела, подвергаемого электропроцедуре, за 1 минуту протекает весь объем крови организма ребенка. За десятки минут и десятки процедур форменные элементы крови. белки, ферменты, гормоны, микроэлементы получают такое мощное электрическое воздействие, искажающее электростатические силы пространственной организации биологических молекул и их структуру, извращающие реакционноспособные радикалы живых молекул так, что малая польза от местного воздействия электропроцедуры превращается в общебиологический тотальный вред на организм.
Сравните цифры: электростатические силы молекул крови, сохраняющие их трехмерную структуру, меньше 1 микровольт. При электрофорезе детей через ткани пропускается ток от 2-5 милливольт. Протекаюшая в области электрофореза кровь получает электрическую перегрузку в 1000 раз больше, чем общепринято для крови как биологической ткани.
Вот эта электрически агрессивная жидкость – перезаряженная электричеством кровь во время и после электропроцедур разносится по телу, поражая нервные центры, эндокринные железы, иммунные органы, кроветворный костный мозг, половые органы с их генетическим наследственным хромосомным материалом ядер клеток и т. п.
Испорченная кровь оказывает на них вредоносное действие, портит органы размножения и вызывает дефективность и уродства у будущего потомства этих больных. Приходится говорить об этом с большим сожалением, признавая общепризнанный ранее в СССР и в современных западных странах негативное отношение к электропроцедурам на детях .
Дорогие читатели! Никогда не допускайте проведения электропроцедур детям до 12 лет, а ослабленным – до 18 лет. Отказывайтесь категорически, кто бы их не назначил. Вы имеете на это право согласно международной Конвенции по защите прав ребенка. В эту Конвенцию Россия вступила давно. Знайте и действуйте !
Уважаемые представители Минздрава РФ! Запретите применение электропроцедур детям до 12 лет! Уважаемые депутаты, добейтесь этого!
Реже, чем травмы, причиной аутизма является кровоизлияние в мозг – ГЕММОРАГИЧЕСКИЙ аутизм, особенно в лобные доли и их полюса, в зону психомоторных центров. Диагностировать их лучше всего помогают методы КТ и МРТ (компьютерная и магниторезонансная томографии).
Причинами этого служат так же родовые травмы головы, черепно-мозговые травмы, стимуляция родовой деятельности, крупный плод, узкий таз у женщины-роженицы.
В быту часты прямые удары в лобную часть, падения, прыжки с высоты, ныряние с высокого уровня, электростимуляции головного мозга, мануальная терапия, метод Войта и др. Резкое снижение внутричерепного давления при спинальной пункции вызывают в головном мозге множественные очаги кровоизлияния (геморрагии) вследствие резкого падения внутричерепного давление из-за быстрого и обильного выхода ликвора при спинальной пункции.
Поэтому большинство родителей больных детей отказываются от спинальных пункций - народ наслышан об ее опасности, хотя истинной причины опасности и не знает. Стояние на голове, кувыркания, удары по мячам головой в спорте могут так же служить причиной кровоизлияния в мозг.
Причиной вышеназванных форм аутизма очень часто является гидроцефалия (водянка) разной степени. В норме объем ликвора в голове - 7-8 % объема мозгового черепа. Лишняя ликворная жидкость, будучи материалом несжимаемым, незаконно занимая законное место мозга в черепе, сдавливает мозг, его сосуды и уменьшает поступление кислорода к нервным клеткам.
Величину внутричерепного давления увеличивают многие медикаменты: винпоцетин, глиатилин, инстенон, кавинтон, когитум, кортексин, мидокалм (внутрь), ноотропил, пантогам, пантокальцин, пирацетам, фезам, церебролизин, энцефабол, элькар и др. Все они категорически противопоказаны детям с гидроцефалией и внутричерепной гипертензией.
Общий массаж, гидромассаж, вибромассаж, интенсивный ручной массаж повышают внутричерепное давление, усиливая приток крови к мозгу в условиях плохого оттока. Поэтому их нельзя проводить при наличии гидроцефально-гипертензионного синдрома.
Гидроцефалию могут помочь выявить доступные в наше время томографические методы и УЗД (ультразвуковая диагностика). А более точную диагностику и лечение проводит наш Центр.
Массовая помощь нашего Центра доступна - звонки по мобильному телефону в наш Центр никого не разорят и дадут правильное лечебное поведение родителям к своему чаду по многим вопросам, в том числе по медикаментам, которые нельзя применять, чтобы не вредить, не разобравшись, мозгу ребенка. Врачебные назначения требуют их многократной проверки самыми точными методами, так как врачебный глаз даже самых лучших врачей - это не рентген, не МРТ и не микромоторная диагостика.
Вышеназванные причины являются главными и часто встречающимися при аутизме у детей России. Все они относятся к ПРИОБРЕТЕННЫМ формам аутизма и составляют, по нашим данным, до 80 % общего числа детей-аутистов.
В западном мире, кроме названных причин, главенствующую роль в этой группе отводят ТОКСИЧЕСКОМУ аутизму. Основными токсическими факторами там (и у нас также) является чрезмерное применение лекарственных средств.
Кроме этого, подчеркивается малая доля натуральной пищи в рационе, обилие искусственных напитков, синтетических заменителей пищи, пищевых добавок, заменителей молока, сыра, фруктов, хлеба.
Искусственное вскармливание, вскармливание новорожденных чужой женщиной, использование гормональных стимуляторов аппетита наносят вред здоровью ребенка. Цивилизация и урбанизация делают некачественными питьевую воду, вдыхаемый воздух, носимую одежду, обувь и многое другое. Очень частой причиной токсического аутизма выступает наркоз в различных видах.
Очень значительной причиной токсического аутизма в России стало широкое необоснованное применение самых ядовитых препаратов в медицине - солей вальпроевой кислоты (депакин, конвулекс, конвульсофин, энкорат и др.) Так как у многих детей с аутизмом встречается судорожный эписиндром по причине той же выраженной ишемии головного мозга - нехватки кислорода - нейроишемический эписиндром лечат вальпроатами и другими наркотическими противоэпилептическими препаратами, как-будто это генетическая эпилепсия, которой в России меньше 5 процентов.
Но дань западной моде или западному давлению расширяется – вальпроаты применяются не только при судорогах, но и при задержках развития, гиперактивном поведении, при нарушениях на энцефалограмме с повышением вольтажа ритмов мозга под названием «бессудорожной эпилепсии» (выдумка воинствующих фельдшеров с врачебными и иными дипломами). Все эти явления свидетельствуют лишь об ишемии отделов мозга и чудесно исчезают на фоне кислородной терапии.
Длительное применение вальпроатов, немного подавляя судорожную активность, приводит к резкой задержке умственного и речевого развития. И в итоге появляется новая форма аутизма – УМСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ, оправдывая вечность диагноза «аутизм» и «правоту» горе-врачей.
Таким образом, токсическая форма аутизма в России нарастает искусственно, многие другие формы аутизма трансформируются в токсический аутизм. А эффективных программ лечения токсического аутизма в стране нет. Начинается необоснованное движение сбора миллионов рублей через телевидение и СМИ для лечения таких детей за рубежом.
Действие токсических факторов является основной причиной ВРОЖДЕННОГО аутизма (до 15 %). При этом признается наличие высокой предрасположенности детей к аутизму от матерей, принимавших долго противоэпилептические препараты, антибиотики, наркотики, курение, алкоголь, противозачаточные средства, косметические имплантанты для улучшения фигуры, внешности и др.
Все эти факторы нарушают внутриутробное развитие плода, закладывают в нем высокую восприимчивость и аллергию на применяемые матерью лекарственные и косметические средства.
Использование беременными женщинами многих электротренажеров и автоматизированных вибромассажеров так же губит здоровье плода, формирует у него аутизм и склонность к нему. Этиологический врожденный аутизм сильнее всего связан и коррелирует с токсической формой патогенеза аутизма.
Поэтому эти формы аутизма на Западе чаще всего лечат гомеопаты. Частой причиной токсического аутизма выступают чужеродные стволовые клетки, препараты из трупных тканей, обкалывания различными белковыми препаратами сомнительного происхождения.
Наиболее редко в России встречается генетический аутизм - как и все другие генетические заболевания у населения России - не более 5 %. Генетически разнородные браки, создание семей далеко друг от друга рожденными супругами является фундаментом генетического здоровья россиян. Поэтому у англичан, любителей близкородственных браков ради приумножения капитала семей, имеется самый высокий уровень генетических и психических заболеваний. Этиологический генетический аутизм максимально коррелирует патогенетической ЭССЕНЦИАЛЬНОЙ формой аутизма.
Недифференцированный аутизм, очевидно, является результатом отсутствия точной информации о развитии больного ребенка или свидетельствуют о недообследованности части из них.
Нужно признавать и отсутствие точных методов диагностики аутизма, кроме микромоторной диагностики. Наука о причинах и механизмах аутизма продолжает развиваться, и её нельзя еще считать совершенной. Таким образом, мы рассмотрели этиологическую причинную классификацию аутизма.
Что же касается научных разработок по проблеме аутизма, то лучшим методом структурной диагностики головного мозга является МРТ. Но он не позволяет устанавливать ни причины, ни патогенетические механизмы развития аутизма.
На МРТ в 85-90 % случаев при аутизме нет нарушений. А пациенты продолжают болеть, и болезнь прогрессирует.
Разработанная нами впервые в мире микромоторная диагностика головного мозга должна стать базовым методом для диагностики аутизма, как и для эпилепсии.
Широко распространенный в России метод ЭЭГ – электроэнцефалографии - не отличается информативностью при аутизме: все регистрируемые на ЭЭГ нарушения характерны множеству заболеваний нервной системы, начиная от гриппа и бессонницы. В мире не найдено ни одного графоэлемента на ЭЭГ, специфичного аутизму, так же, как и эпилепсии.
Поэтому метод ЭЭГ в цивилизованном мире не котируется, ибо доказано, что ее клиническая информативность не более 20 %.
Автор этой статьи в 1989 году впервые в СССР защитил докторскую диссертацию по биомеханике опорно-двигательного аппарата. С тех пор его творческие усилия были направлены на разработку биомеханики головного мозга. В 1992 году им совместно с инженерами-радиофизиками и математиками- программистами создан КАПК (компьютерный аппаратно-программный комплекс) «Микромоторика».
КАПК «Микромоторика» позволяет проводить регистрацию микродвижений и микропульсаций головного мозга с поверхности головы датчиком ускорения и проводить амплитудно-частотный Берг-Фурье анализ полученного сигнала.
Этот метод открыл новый канал для объективной регистрации ритмической активности головного мозга как глобально (для всего мозга), так и локально - по отделам мозга. Полученные результаты превзошли все ожидания.
На сегодня впервые в мире создана новая наука - Б иомеханика и патобиомеханика головного мозга на опыте реабилитации более 56 000 детей и 27 000 взрослых больных и инвалидов. Монография под соответствующим названием готовится к изданию. Созданный метод назван «Микромоторной диагностикой» и давно успешно служит медицинской диагностике опорно-двигательной и нервной систем.
На рис.1, рис. 2 приведены этиопатогенетическая классификация и типичные микромоторные спектрограммы головного мозга в норме и при различных патогенетических формах аутизма.
Как видно из полученных объективных данных, специфичным для аутизма центром головного мозга является психомоторный центр. Без участия психомоторного центра не бывает аутизма. Психомоторный центр всегда присутствует и имеет высокую активность при всех формах аутизма.
На спектрограммах при аутизме всегда имеются доминантные и субдоминантные центры активности. Сочетание активности психомоторного центра с другими центрами создает патогенетические формы аутизма.
Активность центра вычисляется в процентах путем сравнения полученного абсолютного результата микромоторной диагностики с показателями нормы в каждом спектральном диапазоне в процентах. Среди полученных цифр в процентах выделяется максимальный - доминирующая активность, доминанта. Показатель ниже доминанты называется первой субдоминантой, а третий – по величине - представляет вторую субдоминанту.
Анализ патогенетического механизма развития аутизма по трем ведущим по активности центрам мозга дал нам надежный информативный критерий для сопоставления их с клиническим состоянием больного, для понимания мозговых механизмов развития аутизма. Безусловно, полный патогенетический анализ требует рассмотрения всех 14 спектральных диапазонов, выделенных в микромоторной диагностике уже более чем 20 лет тому назад.
Частотные границы этих диапазонов уточнялись в ходе исследований двух десятков лет. Поэтому информация, получаемая микромоторным методом, обладает высокой валидностью, надежностью и клинической информативностью, равняясь 95-98 %.
Пользуясь этим методом, в головном мозге выделено 14 функционально-частотных диапазонов и структуры двигательной системы мозга, соответствующие им. Проведенные за многие годы исследования позволили обнаружить 7 патогенетических форм аутизма.
При их анализе нужно учитывать, что чем выше цифры активности в процентах, тем выше степень отклонения от нормы, степень нарушения и страдания нервных центров - и головного мозга и вегетативной нервной системы.
Очень частым осложнением при аутизме является судорожной синдром - эписиндром нейро-ишемического генеза, который встречается у детей в любом центре головного мозга при превышении микропульсаций этого отдела выше 300 %. При этом никаких генетических семейных причин эпилепсии не обнаруживается.
Но многие врачи в панике и не понимая причин истинных судорог, назначают детям на многие годы нарастающие дозы противоэпилептических препаратов, особенно самые токсичные среди них - производные вальпроевой кислоты. Тем самым губят мозг, не оказывая лечения ни аутизма, ни эписиндрома.
Это явление – бич российской детской неврологии, выгодный заокеанским «кураторам-гуманистам».
Нами выделено семь патогенетических форм аутизма
1. Эссенциальная форма - отличается доминированием активности психомоторного центра на уровне 326 % выше нормы. Первым субдоминантным центром является кора головного мозга – 170 % . Вторым субдоминантным центром является лимбический центр – 145 %.
Все остальные центры меньше отклонены от нормы. Эта форма чаще всего встречается при генетическом аутизме. При эссенциальном аутизме судорог не бывает, а ишемия психомоторного центра дает чаще всего гиперкинезы.
2) Умственно-речевая форма отличается доминированием микропульсаций коры головного мозга - 255 % . Первым субдоминатным центром является психомоторный центр - активность 230 %. Второй субдоминантный центр - лимбический – 135 %. Нарушения других центров гораздо ниже. При умственно-речевой форме аутизма при цифрах активности более 300 % встречаются судороги с корковым очагом вследствие ишемии коры мозга.
3) Агрессивно-гиперактивная форма – доминантой является лимбический центр – 298 % . Первая субдоминантная активность – психомоторный центр - 266 %. Второй субдоминантный центр – таламический болевой центр – 163 %. Другие центры менее отклонены от нормы. У таких детей часты жалобы на головную боль. При высоких цифрах активности более 300 % встречаются судороги с лимбическим очагом.
4) Гипоэнергетическая форма. Доминирует активность базальных ядер-330 %. Первым субдоминантным центром является психомоторный центр – 248 %., Вторая субдоминантная активность – нейроишемическая -151 % , что отражает их кислородное голодание. Базально – ядерные судороги встречаются часто у детей вследствие ишемии этих ядер при страданиях центра более 300 %.
5) Сосудисто-ишемическая форма. Доминанта - сосудисто-ишемическая активность - 250 %. Первая субдоминантная активность – психомоторная – 224 %. Вторая субдоминанта - нейроишемическая активность – 194 % выше нормы.
6) Нейродистрофическая форма. Нейродистрофическая активность - 307 % доминанта. Первой субдоминантой является нейродеструктивная активность – 273 %. Вторая субдоминанта - психомоторная активность -230 % Эта форма чаще всего встречается при токсическом и врожденном аутизме. Ее так же можно считать отражением поздних запущенных стадий аутизма.
7) Смешанная форма. Доминирование здесь психомоторной активности незначительное - 192 %. Остальные виды активности нивелированы, нестабильны, переменчивы, составляя 140-180 %. Число смешанных форм аутизма стало нарастать от длительного приема вредных препаратов, назначаемых для лечения симптомов аутизма: рисполепта, циклодола, этопиразина и других психотропных средств. Системного лечения аутизма они не дают, но сильно нарушают физиологию головного мозга, нанося огромный вред нормальному развитию детей.
Обсуждение полученных результатов
Таким образом, микромоторная диагностика позволяет объективно и количественно идентифицировать центры головного мозга, играющие ведущую роль в патогенезе различных форм аутизма. Выделенные патогенетические формы легли в основу патогенетической классификации аутизма. Наличие доминирующих центров по активности сыграло в этом ведущую роль. Но кроме 3-4 доминирующих отделов головного мозга, микромоторная диагностика позволяет объективно и количественно оценивать активность еще 10-11 центров.
Анализ их деятельности чрезвычайно важен для изучения полной картины аутизма, всесторонней оценки патофизиологии и патогенеза аутизма, для индивидуального подбора лечебных средств, контроля и коррекции динамики лечения и реабилитации. Накопленный опыт требует его многогранного анализа и развития, особенно изучения корреляции патогенетических явлений с этиологическими факторами.
Осознаем безусловную необходимость расширения начатых исследований по аутизму у детей и необходимость вовлечения в эту технологию анализа новых творческих коллективов с новым арсеналом диагностических возможностей. Выражаем свою готовность к широкому сотрудничеству по проблемам биомеханики и патобиомеханики головного мозга при аутизме, эпилепсии, ДЦП и других судьбоносных диагнозах детского и взрослого населения.
Реабилитация детей с аутизмом
Конечная цель любой медицинской науки – практика.
Любые разработки ученых должны приносить пользу практическому лечению больных. Не исключение и аутизм. Все вышеназванное используется нами для эффективного лечения аутизма у детей. Этиологическая классификация во многих случаях позволяет выделить одну или несколько причин, вызывающих аутизм. При этом мы применяем все меры, направленные на устранение или уменьшение влияния этих причин на дальнейшее развитие аутизма.
В последние годы за рубежом и у нас в России часть ученых начали предлагать теорию возникновения при аутизме «реперных соединений и молекулярных агрегантов в крови», вызывающих аутизм.
Выдвинуты многомиллионные программы для поиска этих веществ. Но почему-то они игнорируют исследования самого головного мозга, и не учитывают, что все токсины образуются в толстом кишечнике и реабсорбируются в кровь при запорах.
Бессистемный подход в медицине и биологии не перспективен. Проблема аутизма это проблема комплексная медико-биологическая и психолого-педагогическая, но прогрессивные физики и химики должны в ней участвовать.
Особенно великое значение на практике имеет этиопатогенетическая классификация и метод микромоторной диагностики состояния головного мозга. Диагностика механизмов развития аутизма в каждом конкретном случае с выявлением роли, степени участия конкретных центров головного мозга имеет решающее значение для лечения и реабилитации детей с аутизмом.
Нами разработаны принципы реабилитации детей с аутизмом
Основные из них следующие.
1. Реабилитационная диагностика этиологических причин и патогенетических форм аутизма. Кроме микромоторной диагностики, здесь используются методы рентгенографии, КТ, МРТ, ЭЭГ, УЗДГ.
2. Формулирование реабилитационного диагноза.
3. Назначение амбулаторно-семейных этапов ИПР (индивидуальной программы реабилитации ) этап за этапом до конечного положительного результата. Длительность каждого этапа 3-4 месяца.
4. Обучение сотрудниками нашего центра родителей и членов семей всем процедурам, назначенным их ребенку, для выполнения их на дому.
5. Индивидуальный подбор ребенку ортопедических и малых технических средств реабилитации.
6. На каждом этапе проводится индивидуальный комплекс реабилитационных мероприятий на дому обученными родителями: биомеханотерапия, ортопедические средства, ЛФК, различные виды массажа, магнитотерапия.
7. Медикаментозная терапия и нутрицевтики сочетаются индивидуально на каждом этапе: рассасывающие средства, сосудистые препараты, энергетические добавки, препараты кислорода, повышенные дозы витамина С, микроэлементы медь и цинк, современные иммуномодуляторы, тканевые активаторы, препараты для васкуляризции и реваскуляризации мозга, комплексы поливитаминов с микроэлементами и др.
Проводится постепенная отмена вредоносных ненужных для терапии больного препаратов, противоэпилептических наркотиков, психотропных средств.
8. После каждого этапа проводится оценка этапных результатов: клинически, анкетированием, микромоторной диагностикой, и другими методами инструментальной диагностики по индивидуальным показаниям. По полученным результатам оценки динамики реабилитации проводится назначение процедур на следующий этап.
Так ведется реабилитация до конечного положительного результата. Длительность реабилитации бывает разной, поэтому требуется высокая мотивация семьи на длительную активную реабилитацию, ибо 80- 90 % процедур выполняется дома, в семье. Вылечить аутизм за 1 – 2 месяца нельзя ни в каком учреждении мира ни за какие миллионы. При необходимости больной направляется на консультацию к другим специалистам, и их консультация используется для улучшения результатов реабилитации
9. Оценка конечного результата реабилитации показывает достигнутый уровень реабилитации. При хорошем реабилитационном эффекте лечение прекращается. Больной переводится на диспансерное наблюдение с осмотром через каждые 0,5 – 1 год. При недостаточном эффекте после перерыва и отдыха (лучше в санатории или на курорте) курс реабилитации повторяется.
Разработанная нами амбулаторная семейно-домашняя реабилитация/абилитация - самая дешевая в России. Её эффективность вне конкуренции в стране.
Обучение врачей, психологов, педагогов, социальных работников, методистов, медсестер, родителей методам реабилитации аутизма и микромоторной диагностике проводим в виде курсов и циклов через кафедру медицинской биомеханики и семейной реабилитации РАМСР - Российской академии медико-социальной реабилитации (Москва). Заведует кафедрой невролог-травматолог-ортопед-реабилитолог, дмн, профессор, академик РАЕН А. П. Ефимов .
Клинический пример 1
Давно, более 15 лет назад, в Москве ко мне обратился врач, нейрохирург, к.м.н. по поводу аутизма у его сына Арика, 7 лет. Будучи квалифицированным нейрохирургом с достаточно широкими возможностями, и евреем по национальности, он в течение ряда лет провел консультации ребенка в Израиле, США, Германии, Москве и Санкт-Петербурге у известных специалистов. Но никаких положительных результатов не было достигнуто
Ко мне, начинающему врачебные приемы в Москве в фонде «Помоги себе сам», провинциальному нижегородскому молодому доктору медицинских наук, данный родитель обратился больше с позиций своей профессиональной любознательности. Коль скоро ему везде говорили, что у ребенка генетический аутизм, он на многое не рассчитывал.
Но и я взялся лечить ребенка без обещания больших успехов. Но все секреты своей диагностики я обещал коллеге раскрывать для самостоятельной оценки.
Ребенок Арик был ярким аутистом: абсолютно не интересовался внешним миром, уходил в себя и свои мысли, не пользовался игрушками и предметами, говорил отдельные слова и просьбы «пить», «есть» «сикать», не интересовался ничем, не поддавался воспитанию и обучению, засыпал долго с трудом и др. Отличался высокой гиперактивностью.
Первый сеанс микромоторной диагностики озадачил нас обоих. У ребенка на спектрограмме микропульсаций головного мозга оказалось 2 равные доминанты – по 390 % - активность психомоторного и коркового центров. Остальные центры были на низком уровне активности.
МРТ диагностика не выявила нарушений в структуре мозга. Лишь имелось расширение субарахноидальной щели за счет наружной гидроцефалии 1-й степени. Размер черепа был ниже нормальной величины - 49 см.
Я назначил функциональную рентгенографию. На рентгенограммах было выявлены последствия родовой травмы ШОП: ротационный подвывих атланта влево, подвывих в суставе Крювелье вперед, задний вариант аномалии Кимерле
Полученные данные сопоставлены с результатами микромоторной диагностики. Выявлена компрессия позвоночных артерий и ликворных протоков в ШОП (шейном отделе позвоночника). Стало ясно, почему развилась гидроцефалия наружная над лобным отделом мозга, компремирующая кору головного мозга и психомоторный центр до 390 %.
Столь высокое значение гипертензии было обусловлено не только наружной гидроцефалией, но и микрокранией, компремирующей эти центры мозга. Я поставил диагноз: «Посттравматический аутизм гипертензионного нейроишемического генеза на фоне натальной травмы головы и ШОП с ротационным подвывихом С1, аномалией Кимерле и подвывихом в суставе Крювелье вперед, компрессия сосудов ШОП, гидроцефалия наружная 1-й степени, внутричерепное паренхиматозное давление 3-ей степени, микрокрания».
Была назначена индивидуальная программа реабилитации с тракционно-ротационной гимнастикой для вправления позвонков, декомпрессии сосудов ШОП и дегидратации гидроцефалии. Это дало заметные улучшения после 1-го этапа: снизилось ВЧД в психомоторных центрах до 150 %, в коре мозга – до 200 %: остальные показатели улучшились, немного увеличившись. Ребенок стал хорошо засыпать, стал спокойнее, улучшился аппетит и поведение, а так же отношение к родителям.
Второй этап ИПР преследовал цель васкуляризации головного мозга. После этапа Ярик начал говорить, стал интересоваться книгами, начал изучать буквы, выполнять команды родителей, заниматься с логопедами и педагогами. Появился живой интерес к жизни. Но идти в школу в 1-й класс я им не рекомендовал. Родители согласились. И правильно.
За этот год Арик подрос, увеличилась его голова, элементы аутизма постепенно исчезли. За год пройдено еще 3 этапа реабилитации. При этом показатели микромоторной диагностики постепенно пришли к норме. Через год он пошел в типовую школу и начал хорошо учиться. Ко мне они уже не ходили. Но мы подружились с его отцом как коллеги и периодически созванивались. Он стал ко мне направлять других сложных детей. Со слов отца, Арик закончил 4 класса без троек. Учителя хвалят его творческие способности. Он постепенно начал становиться интеллектуалом благодаря книгам, компьютеру, посещению кружков и общению со старшими. Одно качество стало его выделять среди сверстников – он стал упрямым «нигилистом» в жизни (прозвали его в школе «Базаров в миниатюре»). Это – не патология, а вариант развития личности.
Клинический пример 2
Обратилась семья с больной девочкой Дашей 3,7 лет по поводу РДА – раннего детского аутизма. В возрасте 2 лет она перенесла инфекционный менингит с температурой более 41 градуса. Лечилась в больнице антибиотиками более 1 месяца.
После выхода из больницы перестала говорить, общаться с родителями, перестала играть игрушками, смотреть детские передачи по телевидению, перестала просить еду и проситься в туалет. Все время стала проводить лежа, в полуспящем неактивном состоянии, постоянно смотрела в одну точку и перестала развиваться. Появилось сходящееся косоглазие.
Лечение у разных докторов сводилась к приему рисполепта в возрастающих дозах. В последний год появились ночные судороги с большим напряжением мышц всего тела, от которых она стала ночью просыпаться и громко плакать.
При обращении в наш Центр девочке выполнена микромоторная диагностика, которая показала наличие у нее высокого внутричерепного давления в базальном отделе - 400 % выше нормы. Активность психомоторного центра – 340 %, а активность коры головного мозга – 270 %. Больная направлена на МРТ, где обнаружена смешанная гидроцефалия 2-й степени с преобладанием внутренней гидроцефалии - вентрикуломегалия.
Назначена индивидуальная программа реабилитации, направленная на 1 этапе в первую очередь на устранение гидроцефалии. Через 3 месяца показатели микромоторной диагностики уменьшились: показатели базальных ядер – 220 %, психомоторный центр- 190 %, кора головного мозга – 160 %. Клиническое состояние ребенка стало улучшаться
На втором этапе реабилитации упор в лечении сделан на реваскуляризации и росте мозга взамен уходящей избыточной жидкости – ликвора. Кроме мочегонных препаратов, усилена сосудистая и тканевая терапия современными нутрицевтиками. Увеличены массаж отсасывающий и логопедический, магнитотерапия на краниосакральные пути оттока ликвора, гимнастика адаптивная и пр.
Проведено 4 этапа семейной реабилитации за 1, 5 года. За два этапа постепенно ушли от рисполета. Косоглазие исчезло. Судороги прошли окончательно через 2 этапа реабилитации. Микромоторные показатели постепенно нормализовались. МРТ через 1 год лечения показала снижение гидроцефалии до уровня небольшой асимметрии желудочков мозга.
Девочка стала ходить, говорить, интересоваться и играть игрушками, стала самостоятельно питаться и ходить в туалет. Ее взяли в группу детского сада, стала как все дети посещать детское учреждение и общаться с детьми и воспитателями. Была заметна ее отчужденность вначале среди детей, но постепенно ее поведение стало обычным. И психологи, и педагоги признали, что все признаки аутизма у нее ушли. Прошло косоглазие, восстановилось зрение. Родители остались очень довольными итогами реабилитации.
Клинический пример 3
Мальчик Сергей, 12 лет. Обратилась семья по поводу задержки роста и развития. В свои годы 12 лет он выглядел как 8-летний: маленький рост, маленькая голова, малый словарный запас, физически слабый, не выносливый. Плохой аппетит, плохой сон, плохая успеваемость - ходит в 3-й класс. Не любит общаться со взрослыми и сверстниками, ничем не интересуется, живет механически, по понуждению со стороны. Изучение семейного анамнеза пролил свет на болезни ребенка. Мать много лет и во время беременности Сергеем продолжала работать на заводе белково-витаминной муки в небольшом городе.
Проезжая через этот город, я всегда испытывал влияние смога с неприятным запахом. Город славился обилием олигофренов. И вот Сергей родился с нормальным весом, но с маленькой головой. И все развитие в детстве в родном городе в доме вблизи от завода давалось ему нелегко. Он много болел, имел слабый иммунитет.
После поступления в наш Центр на реабилитацию я провел ему функциональную рентгенографию шейного отдела позвоночника, МРТ головного мозга, ЭЭГ, УЗДГ, клинические анализы крови. Все исследования не выявили заметной патологии.
При микромоторной диагностике обратило на себя внимание, что у него немного выше нормы оказалась активность психомоторных центров, коры головного мозга, лимбических и базальных ядер: 190-185-175- 200 %. Остальные центры мало отличались от нормы. Картина напоминала смешанную патогенетическую форму аутизма, хотя было больше оснований ставить ему ведущий диагноз «Когнитивные нарушения». Они действительно имели место. Но я поставил ему диагноз для реабилитации « Токсический аутизм с когнитивными нарушениями».
Назначенная программа реабилитации на современном уровне не давало заметных успехов в течение целого года. Но наше упорство постепенно стало вознаграждаться. Прогресс в физическом росте и нервно- психическом развитии у него появился на 2-м году амбулаторно- семейной реабилитации.
Ведущую роль в этом сыграли повышенные дозы импортного белорусского эль-карнитина , микроэлементов с поливитаминами, сосудистых препаратов, иван-чая, препаратов папайи, плавание. Все другие необходимые виды препаратов и физиопроцедур применялись, но без особых результатов.
На втором году реабилитации Сергей вырос и окреп телесно, вместе с этим появилась и умственная и эмоциональная активность. Он подтянулся в школе на радость родителям и учителям, стал с успехом играть в футбол. Изменился цвет лица и появилась уверенность в поведении. Появился взрослый аппетит к черному хлебу, к первым блюдам, мясу, салу, острым приправам. Перелом в его жизни был достигнут. Родители и школа остались довольны от длительного упорного курса амбулаторно-семейной реабилитации, которую мы проводили со льготами этой небогатой семье.
Подобных примеров могу рассказать сотнями.
Убеждение известного голландского врача Тинуса Смитса « Аутизм излечим на 100 %» поддерживаю вполне в перспективе. Он сам, к сожалению, не успел этого добиться, но прославился на весь мир разработкой эффективной технологии лечения токсического аутизма - изопатии, использующей ничтожные дозы токсинов – нозодов.
Его вера строилась на глубоком знании биологии человека и на пытливом энтузиазме уникального врача-исследователя. Мы расширяем эти разработки и создаем объективные методы познания интимных механизмов аутизма. Дай Бог нам всем успехов в борьбе с аутизмом - этим сложным психофизиологическим отклонением формирования личности!
Выводы
1. Аутизм является сложным многофакторным заболеванием детей и имеет тенденцию нарастания в последние десятилетия во всем мире.
2. Основные причины аутизма делятся на генетические, врожденные и приобретенные. Среди приобретенных причин выделяются инфекционные, прививочные, травматические, электропроцедурные, геморрагические, токсические и недифференцированные факторы. Все сказанное лежит в основе предлагаемой этиологической классификации.
3. Биомеханический метод регистрации микродвижений и микропульсаций головного мозга с поверхности головы датчиком ускорения с последующим Берг-Фурье анализом амплитудно-частотного спектра сигнала, названный микромоторной диагностикой, позволяет объективно оценивать характер нарушений ритмической активности головного мозга при аутизме.
4. Микромоторная диагностика объективно выявляет различные патогенетические формы аутизма, лечение и реабилитация которых должно проводиться дифференцированно.
5. Разработанные патогенетические формы аутизма легли в основу предлагаемой патогенетической классификации аутизма.
6. У каждой патогенетической формы аутизма есть доминантные и субдоминантные очаги активности в головном мозге.
7. Специфической активностью для аутизма обладает психомоторный центр, без участия которого не бывает аутизма. Он всегда присутствует в числе лидирующих очагов ритмической активности головного мозга при аутизме .
8. Базовым методом диагностики объективных форм аутизма должна стать микромоторная диагностика ритмической активности головного мозга у детей.
9. Разработанная этиопатогенетическая классификация должна лежать в основе профилактики, лечения и реабилитации аутизма.
10. Лечение и реабилитация аутизма должно быть комплексным, многоэтапным, адекватным причинам и соответствовать формам «как ключ к замку», преследовать конечные положительные результаты,
11. Профилактика, лечение и реабилитация аутизма должно строиться на базе строгого комплекса противопоказаний, которые должны соблюдаться всеми врачами и должны быть утверждены органами здравоохранения.
12. Педагогические и психологичекие методы нужно признать необходимыми, но дополнительными, надстроечными методами в проблеме аутизма у детей.
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные.
Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии
с Политикой конфиденциальности.